Положение о формах обучения

ПРИНЯТО:
Управляющим советом
МКОУ СОШ №5
г.п. Нарткала
Протокол №1 от 26.08.2025

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МКОУ СОШ №5
г.п.Нарткала
Протокол №1 от 26.08.2025

УТВЕРЖДЕНО:
И.о. директора
МКОУ СОШ №5 г.п.Нарткала
_______________Н.М.Мидова
Приказ № 103/4-ОД
от «30» 08. 2025 г.

СОГЛАСОВАНО:
Советом родителей
Протокол №1 от 26.08.2025
СОГЛАСОВАНО:
Советом обучающихся
Протокол №1 от 26.08.2025

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах обучения в МКОУ СОШ №5
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах обучения в МКОУ СОШ №5 г.п.Нарткала
(далее – Положение) разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (ст. 17, ч. 3 ст. 44);
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021г. № 115;
• Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 23 августа 2017г. N 816;
• федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, в редакции
приказа Минпросвещения России от 11.12.2020г.№ 712,
• федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897 в редакции приказа
Минпросвещения России от 11.12.2020г. № 712;
• федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 в редакции приказа
Минпросвещения России от 11.12.2020г.№ 712;
• приказом министерства Минпросвещения России от 16.11.2022г. №993 «Об
утверждении ФОП ООО»
• приказом министерства Минпросвещения России от 23.11.2022г. №1014 «Об
утверждении ФОП СОО»
• приказом министерства Минпросвещения России от 18.05.2023г.№ 372 «Об
утверждении ФОП НОО»

• Порядком организации получения образования обучающимися, нуждающимися в
длительном лечении, представленном в письме Минобрнауки России от 31.08.2015г. № ВК2101/07;
• Методическими рекомендациями по организации обучения на дому детейинвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, направленными
письмом Минобрнауки России от 10.12.2012г. № 07-832;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20
• Уставом и локальными нормативными актами МКОУ СОШ №5 г.п. Нарткала.

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность школы по организации
образовательного процесса в различных формах получения образования и формах
обучения, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации для
общеобразовательных учреждений.
Формы получения образования и формы обучения по общеобразовательным
программам определяются соответствующими федеральными государственными
образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29
декабря 2012г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и могут быть
получены: в очной форме и дистанционной форме.
Общее образование может быть получено в ОО, а также вне ОО - в форме семейного
образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося.
При
выборе
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего
образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
1.3.Возможность освоения образовательных программ в формах,предусмотренных
настоящим Положением, предоставляются школой на всех уровнях общего образования:
- начального общего образования (1-4 классы);
-основного общего образования (5-9 классы);
-среднего общего образования(10,11 классы).
1.4. Целью разнообразия форм образования в школе является создание вариативной
образовательной среды, обеспечивающее благоприятные условия для обучения и развития
обучающихся в соответствии с их интересами и способностями по согласованию с их
родителями (законными представителями).
1.5. В школе допускается сочетание различных форм получения образования, а
также организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану с
правом последующего прохождения промежуточной
и государственной итоговой
аттестации.
1.6. Для всех форм получения образования, определенных пунктом 1.2 настоящего
Положения, в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует
единый федеральный государственный образовательный стандарт соответствующего
уровня общего образования.
1.7. В Положении используются следующие понятия, термины и сокращения:
–
индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план,
обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося;
–
очная форма обучения – форма обучения, предполагающая посещение
обучающимися занятий, проводимых в ОО, в объеме, предусмотренном учебным планом в

рамках осваиваемой образовательной программы соответствующего уровня общего
образования;
–
дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников;
–
семейное обучение
– индивидуальная или коллективная учебная
деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагогических
работников.
В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.
2.
Формы обучения в ОО
2.1. Обучение в различных формах получения образования организуется в
соответствии с основной образовательной программой МКОУ СОШ №5 г.п.Нарткала,
учебным планом школы, отражающим образовательную стратегию школы, при этом
учебный план и основная образовательная программа школы содержат обязательный
минимум содержания основных образовательных программ, который обязан освоить
каждый обучающийся.
2.2. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных
настоящим Положением, совершеннолетний, обучающийся или родители (законные
представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с
настоящим Положением, программами учебных предметов, критериями стандартного
уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки знаний, умений и
навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в избранной форме.
2.3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в формах
указанных в п.1.2. зачисляются в контингент обучающихся школы, при этом в приказе и
личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в
соответствии с заявлением совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся
вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться, или оформляется журнал
индивидуальных занятий.
2.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в семейной
форме в общую численность контингента образовательного учреждения не входят, однако
зачисляются приказом директора школы для прохождения промежуточной и (или)
государственной итоговой аттестации.
2.5. Государственная итоговая аттестация обучающихся по различным формам
получения образования проводится в полном соответствии с Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования.
2.6. Сроки получения общего образования (соответствующего уровня) в зависимости
от формы обучения установлены ФГОС и ФОП по конкретным уровням общего
образования.
2.7. При реализации общеобразовательных программ во всех формах обучения
используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
2.8. Допускается сочетание различных форм обучения и форм получения
образования. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего
образования, независимо от формы предоставляется право пользования всеми ресурсами
ОО и ее инфраструктурой.

2.9. По желанию обучающегося, родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося возможен переход на другую форму обучения.
Перевод осуществляется при наличии вакантных мест в ОО по данной форме обучения и
оформляется приказом директора ОО.
3. Порядок выбора обучающимися (родителями) формы обученияв ОО
3.1. Обучающий самостоятельно выбирает форму обучения при условии получения
основного общего образования или после достижения 18 лет.
До достижения указанных условий выбор формы обучения осуществляется
родителями (законными представителями) обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы обучения
учитывается мнение ребенка, а также рекомендации ПМПК при их наличии.
3.2. Обучающийся, освоивший программу основного общего образования,
совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) обучающихся
имеют право на выбор формы обучения по конкретной образовательной программе при
приеме в ОО, а также во время обучения в ОО.
3.3. Выбор формы обучения осуществляется по личному заявлению обучающегося
или родителей (законных представителей) обучающегося.
3.4. При выборе формы обучения, ОО осуществляет необходимые психологопедагогические и методические консультации, обеспечивающие осознанный выбор формы
обучения.
3.5. Изменение формы обучения осуществляется приказом директора ОО на
основании заявления обучающегося, родителей (законных представителей).
4. Организация образовательной деятельности по очной форме обучения в ОО
4.1. Освоение общеобразовательных программ по очной форме обучения
предполагает обязательное посещение обучающимися учебных занятий по предметам
учебного плана согласно расписанию.
Основной формой организации образовательной (учебной) деятельности по очной
форме обучения является урок.
4.2. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования
по очной форме обучения, проходят промежуточную аттестацию по всем предметам
учебного плана в соответствии с локальными нормативными актами ОО.
4.3. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий,
которые проводятся в ОО и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном
локальными нормативными актами ОО.
4.4. Количество обучающихся в классе определяется, исходя из расчёта соблюдения
нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в
учебном кабинете.
Группы обучающихся по очной форме должны быть укомплектованы из
обучающихся одной возрастной группы.
5. Организация обучения в форме семейного образования
5.1 Право дать ребенку образование в форме семейного образования, в форме
самообразования предоставляется всем родителям. При выборе родителями детей в форме
получения образования в форме семейного образования родители обязаны
проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального
района, на территории которого они проживают.
5.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на
любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего

общего образования. Среднее общее образование может быть получено в форме
самообразования.
5.3. Обучающиеся, получающие образование в семье, в праве на любом этапе
обучения, по решению родителей, продолжить обучении в школе.
5.4. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования
предполагает самостоятельные или с помощью педагогов, или с помощью родителей
несовершеннолетнего обучающегося освоения общеобразовательных программ с
последующим прохождением промежуточной и государственно итоговой аттестации в
школе.
5.5. Школа предоставляет обучающемуся на время обучения:
-бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы;
-обеспечивает обучающемуся методическую и консультационную помощь, необходимую
для освоения общеобразовательных программ.
5.6. Для выполнения лабораторных и практических работ, получение
консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации,
обучающийся приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие
сроком выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной
аттестации по расписанию, определяемой школой.
5.7. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования
приобучения форме семейного образования осуществляется в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами и графиком ее
проведения.
5.8 Результаты аттестации фиксируется в электронном журнале.
5.9 Перевод обучающегося в следующий класс производится по решению
педагогического совета школы и по результатам промежуточной аттестации.
5.10 Родители несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на
консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы об уровне
усвоении обучающимся общеобразовательных программ.
5.11. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования
родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного
самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых
они проживают, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об
отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование
или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется
переход на семейное образование.
5.12. Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования в
семейной форме, по решению родителей (законных представителей) с учетом его мнения на
любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной форме,
предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере образования, либо
вправе сочетать формы получения образования и обучения.
6. Обучение по индивидуальному учебному плану
6.1. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в
порядке, установленном локальными нормативными актами Организации.
6.2. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего
уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.

6.3. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего
образования устанавливаются федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования.
6.4. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом
срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен Организацией с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
7. Обучение в форме дистанционного обучения
7.1. При реализации общеобразовательных программ могут быть использованы
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение .
7.2. При реализации общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения должны соблюдаться Санитарноэпидемиологические требования и правила и Гигиенические требования.
7.3. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных
ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей
территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных
программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в
федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных
образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков
обучения невозможны.
8. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
Инициатива внесения изменений и (или)дополнений в настоящее Положение может
исходить от органов коллегиального управления, представительных органов работников,
обучающихся, родителей, администрации ОО.
8.1. Изменения и (или)дополнения в настоящее Положение подлежат открытому
общественному обсуждению на заседаниях коллегиальных органов управления ОО.
8.2.Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения
Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя ОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».