Положение
о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)
МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала
1. Общие положения
1.1. Данное Положение составлено в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года,
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования», Федеральными государственными
образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего
образования с действующими
изменениями и дополнениями, Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Приказом Министерства
просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся», а также Уставом общеобразовательной организации и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), внеурочной
деятельности, воспитания и коррекционной работы педагога, реализующего ФГОС НОО,
ООО и СОО.
1.3. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»:
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических
условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных
настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая
документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график,
примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план
воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание
образования определенного уровня и (или) определенной направленности,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат
оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Рабочая программа — это программа, разработанная на основе примерных или
авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения и другие.
1.4. МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ.
1.5. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и
методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план
воспитательной работы.
1.6. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их
промежуточной аттестации.
1.7. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
разрабатываются и утверждаются МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала с учетом включенных в
примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и
примерных календарных планов воспитательной работы.
1.8. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
1.9. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории
Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ
осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных
государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных
программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
1.10. Общеобразовательные программы реализуются МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
1.11. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках
реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования, относятся:
программы по учебным предметам, курсам;
программы внеурочной деятельности (факультативных занятий);
программы воспитания;
программы коррекционной работы, включающие организацию работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
2. Учебная рабочая программа
2.1. Рабочая программа — нормативно-управленческий документ МКОУ СОШ № 5 г.п.
Нарткала, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
2.2. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания
и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС по конкретному предмету
(курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы
относится к компетенции МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала и осуществляется рабочей
группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности
методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень
подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах,
группах) школы.
2.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления образовательной деятельностью по определенной учебной дисциплине
(образовательной области).
2.4. Задачи программы:
дать представление о практической реализации ФГОС при изучении конкретного
предмета (курса);
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины
(модуля) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательной деятельности
школы и контингента обучающихся;
приобщить обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
2.5. Рабочая программа разрабатывается на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта общего
образования;
примерной основной образовательной программы соответствующей ступени
обучения;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
учебного плана школы;
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
основной образовательной программы школы;
примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) или авторской программы;
учебно-методического комплекса.
2.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:
является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или
профильном уровнях;
обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
включает модули регионального предметного содержания;
создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
2.7. Рабочая программа составляется на уровень обучения (начальное общее, основное
общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой.
2.8. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй
сдаётся заместителю директора по УВР.
3. Структура рабочей программы
3.1. Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися
обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным
стандартом.
3.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
3.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.
3.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
Пояснительную записку;
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
3.5. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности
обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического
здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися
образовательной программы среднего общего образования.
3.6. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:
описание особенностей воспитательного процесса;
цель и задачи воспитания обучающихся;
виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся и социальных партнеров МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала;
основные направления самоанализа воспитательной работы в МКОУ СОШ № 5 г.п.
Нарткала.
3.7. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала, совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
3.8. Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом
состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной
образовательной программы.
3.9. Программа коррекционной работы должна носить комплексный характер и
обеспечивать:
поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также
попавших в трудную жизненную ситуацию;
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и
внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов
системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества;
интеграцию этой категории обучающихся в МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала;
оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния
здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся,
психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях
образовательной деятельности;
создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной
среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально
допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных
программ среднего общего образования, разрабатываемых организацией,
осуществляющей образовательную
деятельность,
совместно
с
другими
участниками образовательных отношений.
3.10. Программа коррекционной работы должна содержать:
цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидами при получении среднего общего образования;
перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных
методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий
под руководством специалистов;
систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области
коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских
работников;
планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами.
3.11. Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:
• титульный лист;
• пояснительную записку
• общую характеристику учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
• личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
• описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности;
• планируемые результаты изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
3.13.1. Титульный лист содержит:
• наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя
организации, осуществляющей образовательную деятельность);
• название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
• год составления программы.
3.13.2. В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
• название программы, на основе которой разработана Рабочая программа;
• цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний,
умений, навыков;
• учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в
соответствии с образовательной программой организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
• количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч.
количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ,
экскурсий, проектов исследований.
3.13.3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — основная часть
программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим
планом рабочей программы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. В нем
раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое,
художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения
(развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); профиль;
направление. В данном разделе указываются: название разделов / тем курса и их краткое
содержание.
3.13.4. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет
проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени,
предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический
план на один учебный год.
3.13.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
— структурный элемент программы, определяющий основные личностные (личностные
УУД), метапредметные (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД,
формирование ИКТ-компетентности обучающихся, основы учебно-исследовательской и
проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом) и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) должны
отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС,
образовательной программой МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала.
4. Оформление рабочей программы
4.1. Требования к оформлению:
• электронный документ в формате Microsoft Word (одним файлом); – листы формата
А4;
• ориентация страницы – книжная;
• поля – обычные;
• титульный лист считается первым, но не нумеруется;
• нумерация страниц – сверху в центре, кеглем - 12;
• шрифт – Times New Roman;
• кегль –14, в таблице -12;
• межстрочный интервал – одинарный;
• переносы не ставятся;
• абзац 1,25 см (кроме таблиц);
• выравнивание – заголовки по центру, основной текст по ширине;
• центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
• каждый структурный элемент рабочей программы начинается с новой страницы;
• таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от
предыдущего и последующего текста одним интервалом.
4.2. Титульный лист считается первым, нумерация на нем не ставится.
4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
4.4. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием города и названия
издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по разделам
предмета.
5. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
5.1. Рабочая программа сначала рассматривается на заседании соответствующего
школьного методического объединения на предмет ее соответствия требованиям
государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения
педагогов отражается в протоколе заседания, на первой странице рабочей программы (внизу
слева) ставится гриф: РАССМОТРЕНА.
Протокол заседания методического объединения педагогов от
№
подпись руководителя МО, расшифровка подписи.
5.2. После этого рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
предмет соответствия программы учебному плану МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала и
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора МКОУ СОШ № 5 г.п.
Нарткала.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ
общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего
Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.